Когда лучше начинать
За всю многолетнюю историю парапланеризма в России не приходилось сталкиваться с людьми, которые могли бы научиться всем летным премудростям и довести технику пилотирования летательного аппарата до приемлемого уровня безопасности за один день (а там были и парашютисты, и летчики-истребители, и профессиональные каскадеры и т.д.). При самых уникальных ваших способностях вы можете рассчитывать на уменьшение срока обучения не более чем на 30-40 процентов. Разговоры о том, когда лучше начинать, в первую очередь, подразумевают время года, которое вы собираетесь выбрать для прохождения обучения. Следует заметить, что учиться лететь на дельтапланах и парапланах можно в любое время года и в достаточно широком диапазоне температур.
Зима Плюсы: 1. Нежарко. 2. Если зима снежная, то чисто, не запачкаешься, и иногда смягчает грубые посадки. 3. Холодный воздух более плотный и лучше "держит" летательный аппарат, а более тяжелым пилотам немного легче научиться стартовать. 4. Турбулентность ниже среднего, воздух более спокойный, динамический поток ровнее и стабильнее, чем весной и летом. 5. Меньше желающих учиться, следовательно, вам достанется больше внимания инструктора. Минусы: 1. Бывает довольно холодно. Длительность времени нахождения в воздухе зависит от температуры. 2. При большом количестве снега или гололеде труднее перемещаться и отрабатывать наземные упражнения. 3. Подготовка к полету на морозе несколько затруднена. 4. Оборудование и экипировку нужно сушить после летного дня. 5. Короткий день (для особо активных учеников). 6. Моторные полеты проводить некомфортно (холодно).
Весна Плюсы: 1. Температура воздуха достаточно комфортная для обучения. 2. Сезон еще не начался, поэтому, пройдя обучение весной, вы имеете все лето впереди, чтобы закрепить навыки, приобрести или доукомплектоваться оборудованием. 3. Мощные, хотя и не продолжительные (1-2 дня максимум) условия для полетов в динамических потоках (обычно утро и вечер). Минусы: 1. Высокая термическая турбулентность, вследствие чего занятия часто приходится проводить утром и вечером (в средине дня выполняются только наземные упражнения) 2. Неустойчивость погоды, повышенное количество осадков и большое число дней с очень сильным ветром и сильной динамической турбулентностью. 3. В силу неустойчивости погоды обучение может потребовать больше дней.
Лето Плюсы: 1. Если нежарко, то учиться достаточно комфортно. Лето есть лето! 2. Обучение проводится в погодных условиях, максимально приближенных к тем, которые вы будете считать идеальными после приобретения опыта парящих полетов. Следовательно, теория парящего полета во время летнего обучения воспринимается лучше. 3. Для моторных полетов лучшее время работы – это утро и вечер. Минусы: 1. Бывает очень жарко. 2. Чаще, чем в другие времена, года встречаются штилевые условия, которые затрудняют старты и посадки. Иногда формируются микросмерчи, появление и передвижение которых нужно внимательно отслеживать перед стартом. 3. Часть лучшего времени сезона тратится на обучение. 4. Труднее и дольше приобретаются летательные аппараты и оборудование, поскольку и пилоты, и производители загружены по максимуму и, кроме того, часто бывают в отпусках.
Осень Плюсы: 1. Температура воздуха наиболее комфортная для обучения. 2. Воздух самый мягкий и равномерный в сравнении со всеми остальными временами года. Минимальная термическая и динамическая турбулентность, отсутствие резких атмосферных фронтов и преимущественно не очень сильный ветер делают обучение и полеты осенью одними из самых безопасных занятий. 3. Иногда можно выгодно купить б/у летательный аппарат и прочее оборудование, поскольку перед зимой часть пилотов пытается быстрее их продать. 4. На моторах можно работать почти весь день. Минусы:
1. Парящий сезон заканчивается, и в течение зимнего периода удовлетворительных погодных условий для полетов обычно меньше. Поэтому, если вы решите зимой совсем не летать, то возможно вам понадобится весной еще пару дней поработать с инструктором.
2. Обучение в мягких условиях не всегда дает начинающему пилоту полную картину о том, какой бывает воздух, и, как следствие, отработка экстремальных ситуаций при обучении менее наглядна.
Начиная свое обучение, рассчитывайте сразу на то, что вы потратите на занятие целый день и не планируйте в дни выезда на полеты больше никаких мероприятий. Небольшая рекомендация для тех, кто все-таки не может потратить целый день на работу в поле ввиду сильной занятости, а может учиться только утром или вечером (днем, обычно не лучшее время): рассчитывайте на то, что обучение займет у вас больше времени, чем у других курсантов, поскольку одно практическое занятие предполагает не менее 4-х часов активной работы в поле.
Как подготовиться к обучению
Как и в любом виде спорта, ваши шансы на быстрое и безболезненное прохождение курса начального обучения увеличиваются, если вы сами по себе ведете физически активный образ жизни и привыкли постоянно находиться в хорошей спортивной форме. Особенно большим преимуществом в этом отношении будут обладать люди, которые ранее занимались сложно-техническими видами спорта. В качестве примера можно назвать: велотуризм, горные лыжи, сноуборд, серфинг, яхтинг, альпинизм, горный туризм, прыжки с парашютом и многие другие виды спорта. При занятии этими видами спорта происходит значительное передвижение в пространстве, активное взаимодействие с внешней средой и различными стихиями с помощью дополнительных приспособлений, активный и тонкий контроль за положением тела в пространстве и использовании вестибулярного аппарата. Но даже, если вы регулярно занимались легкой атлетикой или волейболом, то это все равно очень хорошо, поскольку любой спорт приучает к концентрации и тренирует умение быстро перераспределять внимание, что является одним из самых важных факторов в полете. Исключением из правил являются, пожалуй, лишь большинство видов плавания и, возможно, интеллектуальные виды (шахматы и прочее), где вестибулярный аппарат человека задействован незначительно или вообще не задействован. Однако все это тоже достаточно индивидуально и может почти всегда быть изменено и улучшено дополнительными тренировками. Так или иначе, но любой инструктор, с которым вы будете работать, ждет от вас, что вы сможете достаточно активно передвигаться и выполнять массу различных физических действий в течение нескольких часов на протяжении нескольких дней и при этом будете успевать контролировать свои собственные движения и силы, реагировать на команды инструктора и воспринимать важную теоретическую информацию. Конечно, вне зависимости от вашей физподготовки, любой профессиональный инструктор постарается подобрать для вас оптимальный режим нагрузки, но согласитесь, что если вы через полчаса умеренной ходьбы по склонам уже выбиваетесь из сил, то даже самая лучшая школа с самой отлаженной программой не сможет гарантировать вам быстрого обучения. Поэтому для экономии времени и денег рекомендуется следующее:
1. Выберите время года для обучения, воспользовавшись советами из предыдущей статьи.
2. Выбирая время для обучения, обязательно примите во внимание вашу загрузку на работе или в быту. Не рекомендуется учиться летать, в тот период, когда у вас дел невпроворот и вы находитесь в состоянии "как белка в колесе". Процесс обучения будет наполнен новой для вас информацией, и у вас должно быть достаточно времени на весь период обучения, чтобы просто обдумать и все ваши действия, и советы инструктора в промежутках между занятиями. Кроме того, попытайтесь подогнать свои неотложные дела таким образом, чтобы паузы между отдельными занятиями не превышали 1 недели. (Оптимально 2-3 дня).
3. Поговорите с инструктором. Будьте с ним откровенны, как с вашим домашним врачом, т.е. если у вас есть физические ограничения или просто сомнения, не стесняйтесь. Побеспокойте инструктора еще столько раз, сколько вам нужно для принятия решения. Получите советы о необходимом комплекте одежды и прочего для работы в полевых условиях длительное время.
4. Оцените свой уровень физподготовки. Если вы считаете, что вы находитесь не в лучшей спортивной форме, то отложите начало занятий дней на 10-15 и проведите для себя небольшой цикл общефизической подготовки с акцентом на ноги. Эта подготовка ни в коем разе не должна быть форсированной и изнурительной (выше своих возможностей не прыгнешь). Просто, выполните 3 (а лучше 4-5) активных "прогулок" длительностью не менее 3-х часов с паузами не более 1-2 дня между ними. Во время прогулок желательно пройти (пробежать легкой трусцой) не менее 10 км и выполнить упражнения из курса общефизической подготовки. Ориентируйтесь по самочувствию и распределяйте нагрузку равномерно по времени занятия. Обычно время первичной адаптации к нагрузке у человека составляет примерно 3-5 дней, но если вы чувствуете, что вам необходимо больше, то не спешите.
Мне бы в небо…
Когда Вам хочется расправить крылья, не нужно себе в этом отказывать! Красиво парящей в небе яркий параплан притягивает взгляд. Для подвига нужно желание и еще немного. Лестница в небо Самый простой способ подняться в небо – полет в тандеме. В индивидуальном полете ваш энтузиазм не будет иметь никакого смысла без инструктора. Парапланерные клубы существуют в Краснодаре, Анапе, Майкопе, Новороссийске и Армавире. Проще всего зайти на парапланерный форум (на www.kuban.ru в разделе "хобби", тема "парапланеризм") и там попросить у знающих людей помощи в осуществлении своей мечты. Вот еще пара полезных ссылок:
http://crocus.krasnodar.net/para/ http://www.parakub.by.ru/ http://www.termneft.ru/~dotsent/
Оно вам надо?
Заниматься этим нужно всерьез, иначе ничего не получится. Полеты на параплане только кажутся легкими, на самом деле эйфорическое воспарение ввысь сопряжено с постоянными тренировками, выездами за город под прогноз, ночевками в палатках, подъемами в гору с двадцатикилограммовым грузом на плечах и… падениями. К сожалению, неприятной особенностью полетов на любом параплане является то, что он может сложиться в воздухе. Поэтому падения неизбежны. Парадоксально, но парапланеризм – самый безопасный вид авиационного спорта с наибольшим количеством травм. Переломы, ушибы, растяжения – одного случая достаточно, чтобы человек понял, будет он летать или нет.
В копеечку!
С покупкой параплана не торопитесь. В клубе, где вас будут учить летать, необязательно иметь свой параплан, обычно предоставляется испытанный учебный аппарат клуба, а уже после обучения вам проще будет выбрать купол по умению и по душе. В начале занятий параплан также можно взять в аренду или купить в партнерстве с другом или коллегой.
Снаряжайся!
Если вы думаете, что с приобретением параплана ваши спортивно-финансовые потрясения закончатся – ошибаетесь! Для полетов необходимы еще как минимум шлем (при падении он позволяет снизить случаи смертельных повреждений головы), комбинезон (защищает от ветра в полете и от переохлаждения, так как температура воздуха падает на один градус каждые 100 м высоты), перчатки (чтобы не порезать руки о стропы), высокие ботинки (чтобы не подвернуть ногу) и очень темные противосолнечные очки. Зато во всем этом снаряжении вы будете смахивать на настоящего космонавта! Есть еще много парапланерных нюансов, на которые желательно потратиться. Пригодится мобильный телефон, чтобы информировать друзей о ситуации в полете и о том, где вас подобрать, когда приземлитесь. В начале мая мастера свободного полета расправили свои крылья и провели первый в истории края "Открытый кубок Кубани по парапланерному спорту-2004" Парапланеризм на Кубани наконец-то достиг в своей эволюции того уровня, когда появилась необходимость себя показать и других посмотреть. Парапланеры собрались в полях хутора Бабиче-Кореновский. Соревнования длились целых три дня с участием только опытных летчиков, а их в нашем крае оказалось не так много. Всего в соревнованиях приняли участие 17 спортсменов из Майкопа, Краснодара и Новороссийска. Каждый участник должен был пролететь заданный маршрут за минимальное время. В результате звание "Чемпиона Кубани" завоевал Анатолий Назаров из Майкопа, а второе и третье места заняли краснодарцы Белевич Алексей и Недолужко Анатолий. Побороться на самом деле было за что. Парапланеризм – удовольствие не дешевое, поэтому призы – лишняя подвесная система (320 евро) или запасной парашют (280 евро) – никому не будут лишними. Всем остальным участникам достались другие полезные для парапланериста вещи от болгарской фирмы "AVAsport"
Места надо знать!
В свободное от соревнований время парапланеристы совершают воздушные рейды в разных уголках Кавказа. Ближайшие к Краснодару летные места в ст. Воронежской и ст. Ладожской. Когда дуют южные ветра, они совершают полеты вдоль побережья Анапы, бухты Инал и Таманского полуострова (ст. Голубицкая, склоны между пос. Веселовка и Волна). Осенью и весной атакуют гору Шизе под Абинском, а на майские праздники есть традиция выбираться в Пятигорск на гору Юца, которая уже давно приобрела всероссийскую славу. Полеты круглый год возле хутора Бабиче-Кореновский стали возможны благодаря уникальной лебедке и подготовленной буксировочной команде. Обитают парапланеристы и в Новороссийске (на Шесхарисе), Абрау-Дюрсо, Кабардинке, Красной Поляне (прокат на тандемах), в Армавире и Майкопе. На западе уже прошел пик популярности параглайдинга, когда хотели летать все, кому не лень просто потому, что это модно. В нынешней России эта история повторяется. Парапланеризм – один из самых молодых видов спорта, зародившийся 20 лет назад в Европе. В 80-е годы исследования новых типов акробатических парашютов привели к появлению параплана, который сделан в виде крыла и позволяет пилоту планировать в воздухе часами, пролетая десятки, а то и сотни километров. У этого аппарата легкой авиации потрясающие способности: можно подняться на высоту около 5 километров и пролететь более 300 км со скоростью 50 км/час.
Самая демократичная авиация
Параплан самое легкое во всех отношениях и самое простое крыло, способное дать вам новое неописуемое чувство парения над землей и ощутить неземной кайф. Этот летательный аппарат с ценой подержанного автомобиля помещается в рюкзаке, который можно взять с собой в любую точку земного шара. Раскладка параплана занимает около 5 минут. Для взлета и посадки на параплане вполне достаточно пространства 10 на 10 метров. Поднимают параплан за верхние ряды строп. При определенной тренировке сделать это совсем несложно, нужны всего лишь небольшое возвышение и несильный ветер. Когда есть ветер, параплан надувается и взмывает вверх, а когда ветра нет – приходится бежать.
Полет круглый год!
При наличии “улетной” погоды летать на параплане можно в любое время года. Настоящий пилот, выходя из дома на улицу, прежде всего, посмотрит в небо – на облака, птиц, деревья. В день полетов не должно быть дождя, а ветер не должен превышать 8 м/с. Кстати, в снег летать можно! Прогноз, которому больше всего доверяют все летуны, ищите на так называемом "фобосе" по адресу:
http://www.gismeteo.ru.
А там летать нельзя!
Никогда нельзя летать в окрестностях аэродромов: есть вероятность столкнуться с самолетом. Нужно подальше держаться от линий электропередач. Нежелательно залетать и в облака, так как там плохая видимость, а потерять ориентацию в воздухе очень легко.
Перелетное племя
Пленники пусть сверхлегкой, но авиации, как и все летчики, не употребляют слово "последний", вместо него говорят "крайний". Больные "вирусом" парапланеризма – настоящие фанаты, они готовы тратить на свое увлечение все выходные и думают о полетах постоянно. Даже, когда смотрят кино и вдруг замечают в кадре гору, сюжет фильма стирается из памяти безвозвратно и только одна мысль атакует искушенного человека: "А хорошо бы было полетать с этой горы!" Среди рабочего дня может раздаться телефонный звонок друга-пилота: "Саня, смотри какая кучевка! Вот бы сегодня полетать!". Романтик живет в каждом из них. Они ищут в облаках сходство с животными и предметами (вон курочка поплыла, а вон лыжник приготовился к старту) и читают писателей-летчиков Р. Баха и Сент-Экзюпери. Культовая книга – Р.Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
Птицу видно по полету
Существует три класса парапланов. Наиболее прост и безопасен первый класс "standart", он идеален для новичка. Как раз из дисциплинированных "чайничков" и вырастают корифеи полетов на крыле, когда уже можно приобретать параплан класса "performance", который сложнее в управлении и используются пилотами, летающими регулярно. Третий класс "competition" предназначен для профи, спортсменов и просто любителей летать быстро. Складываются любые парапланы независимо от класса. Поэтичный и опасный танец крыла в воздухе… Можно летать на параплане, а можно заниматься парапланеризмом – это две большие разницы. В последнем случае приходится больше ездить по краю. Конечно, экстремальных ситуаций в воздухе хватает, но полеты на параплане – это больше наслаждение природой, чем погоня за адреналином. При подъеме, действительно, захватывает дух и эндорфины – гормоны счастья – устраивают настоящий праздник души! С высоты птичьего полета открываются такие красоты, что и в самом прекрасном сне не увидишь! Сплошные долины грез и плоскогорья сновидений! Сверху земля выглядит нарезанной квадратиками, а все земные заботы кажутся мелкими и ничтожными.
Анатомия параплана
Параплан представляет собой купол, своего рода надувное крыло площадью 20-30 кв. м. Множество строп соединяют купол с сидением пилота, которое именуется подвесной системой или "подвеской". Дополнительные стропы присоединены к левой и правой частям параплана и заканчиваются двумя петлями управления – “клевантами”. Тянешь левую петлю – поворачиваешь налево, правую – направо. Натягиваешь обе стропы – замедляешь полет или тормозишь для более мягкой посадки. К подвесной системе крепится или встраивается "запаска" – спасательный парашют, который в случае опасности можно открыть на высоте не менее 50 метров над землей. Все это весит примерно 12-15 килограммов и умещается в специальный рюкзак.
Планы на парапланы
Достижения Рекордная высота полета на параплане – 6150 м Дальность перелета – 400 км Скорость – более 50 км/ч Утро. Солнце уже встало. Ты стоишь на краю обрыва и дышишь ветром, который наполняет тебя безумной радостью, пьянит и манит за собой.
Внизу, в сотне метров, прямо под ногами раскинулось море. Бескрайняя гладь сливается с голубым простором над головой. Ветер все настойчивее треплет твою одежду. Ты провожаешь глазами пролетающих вдоль обрыва чаек, а потом, сделав вдох полной грудью, шагаешь вперед… и летишь, летишь вслед за птицами вперед и вверх, навстречу небу!
Крылатая история
Раньше человек летал только во сне. Потом он "оседлал" стальную птицу, которая вскоре стала восприниматься как обычный вид транспорта, и начал прыгать с парашютом. В самолете человек не испытывал ощущения полета, а парашютист находился в воздухе всего лишь несколько секунд, и риторический вопрос "Отчего люди не летают, как птицы?" продолжал смущать умы человечества. С появлением параплана люди практически уравняли свои возможности с пернатыми.
Параплан многие путают с парашютом – на первый взгляд, у них много общего. Название спорта произошло от слияния двух слов: "парашют" и "планировать", то есть "парапланеризм" – значит "лететь вперед, постепенно снижая высоту". "Отцом" современного крыла был планирующий парашют, или парашют-крыло, запатентованный американцами сорок лет назад. Именно на таком "крыле" в 70-х годах прошлого века французские спортсмены совершили первый полет с альпийских горных склонов. Практически одновременно с ними советские спортсмены-парашютисты "взлетели" с земли в районе Военно-Грузинской дороги.
Первый парашют-крыло легко пропускал воздух, планировал плохо и летел в основном вниз. Но именно он открыл новые возможности в воздухоплавании и дал толчок конструкторской мысли.
Краснодарский пилот Александр Бедняков вспоминает, как пятнадцать лет назад совершил свой первый полет: – Мои друзья-парапланеристы пригласили меня на Юцу, гору в Ставропольском крае. Именно там я первый раз спланировал на самодельном параплане, сшитом из двух парашютов. В нем даже были специальные спицы, благодаря которым купол наполнялся воздухом. Этот шедевр был разработан нашим старейшим пилотом Борисом Луканиным. Уже после первого полета я "загорелся" и купил отечественный параплан "Параспорт" – сложный в управлении и опасный купол, по летным качествам не сравнимый с тем, на чем мы летаем сегодня.
Что к чему
Параплан – это сплав высоких технологий и сложных инженерных расчетов. Он состоит из крыла, набора строп и подвесной системы. К элементам дополнительной комплектации относят шлем, запасной парашют, приборное оборудование и радиостанцию. Крыло – это купол в форме эллипса из легкой и прочной синтетической ткани, которая не промокает, не продувается и не растягивается. Площадь купола параплана обычно составляет 20–30 м2. Подвеска (удобное кресло, в котором находится пилот во время полета) соединена с крылом кевларовыми стропами. Каждая из них при толщине всего лишь 1,5 мм выдерживает нагрузку более 100 кг. В сложенном состоянии весь комплект снаряжения выглядит, как громоздкий туристический рюкзак.
С появлением новых материалов стало возможным планирование без значительной потери высоты. Для примера: раньше парапланы могли пролететь вперед 4–5 м, потеряв при этом 1 м высоты, а современные крылья уже перешагнули 10-метровый рубеж и продолжают лететь дальше. Этот прирост дал возможность парить в небе наравне с орлами, набирать высоту в восходящих воздушных потоках и проводить в воздухе не просто минуты, а часы. Небо для всех
Среди современных экстремальных видов спорта парапланеризм занимает особое место. Парящий в небе человек – зрелище для наблюдателя захватывающее и редкое. Сами парапланеристы – люди разных возрастов, среди них нет суператлетов, наличие профессии пилота не имеет значения. Ведь в небо тянет с одинаковой силой и "физиков", и "лириков". Кроме того, из всех известных летательных аппаратов параплан самый доступный: начальная цена необходимого комплекта – от 1500 долларов. А научиться летать на параплане гораздо проще, чем сдать на права в автошколе: неделя тренировок под чутким контролем профессионала – и вы готовый пилот.
Что тянет людей в небо? На этот вопрос затрудняются ответить даже опытные спортсмены. Параплан становится частью жизни. Полет – это чувство свободы, эйфория и всплеск адреналина. И если во многих видах спорта важно ощущение команды, как в горном туризме например, то в парапланеризме главное – сам пилот, крыло и небо над головой, полная гармония человека с окружающим пространством.
Первый взмах
Параплан – не велосипед, упав с которого можно отделаться синяками и разбитыми коленками. Здесь возможны травмы. Поэтому новичку-пилоту понадобится опытный инструктор. Он расскажет об основных законах аэродинамики, о воздушных потоках и обо всем, что необходимо знать будущему парапланеристу, научит укрощать купол на земле и проконтролирует первые полеты. "Крылатых" людей в Краснодаре более пятидесяти, многие из них пять лет назад объединились в клуб "Эльфы". Правда, среди них мало кто может похвастаться наличием сертификата. Это связано с тем, что парапланеризм в нашей стране – относительно новый вид спорта и единая инструкторская школа еще в процессе создания. Зато есть большой опыт полетов и обучения. С бывалыми пилотами можно проконсультироваться и при покупке параплана.
И вообще, отрываться от земли лучше всего в компании профессионалов. Они откроют вам небо, а вы по-новому откроете себя.
Летные места
Краснодарский край – на зависть всем жителям России и ближнего зарубежья – отличается огромным разнообразием мест для полетов. У нас есть и небольшие склоны в расположенных неподалеку от Краснодара станицах Воронежской, Ладожской и горы – от невысоких (гора Шизе) до серьезных (районы Лаго-Наки и Красной Поляны). На побережье летают вдоль пляжа над песчаными дюнами (район станицы Благовещенской), периодически отходя от склона и паря над морской водой. В соседнем с нами Ставропольском крае находится Мекка пара-дельтапланеристов – гора Юца. Здесь проводятся этапы Кубка России по пара- и дельтапланеризму, и каждый увлеченный пилот хоть раз в своей полетной карьере поднимался в воздух с этой горы.
Летать на параплане можно и на равнинной местности. Здесь для взлета используют лебедку особой конструкции. С ее помощью параплан "затягивают" на высоту 400 м. После отцепки лебедки пилоты улетают на маршрутные полеты, протяженность которых при удачной погоде может составлять более 100 км.
В Краснодарском крае летают круглый год, но зимой реже из-за сильных ветров и осадков. Поэтому летным сезоном считаются весна, лето и осень.
Унесенные ветром
Парапланеристы всегда держат "нос по ветру". Это и не удивительно, ведь без ветра крыло не взлетит. С другой стороны, тот же самый ветер со скоростью свыше 10 м/с способен смять купол вместе с пилотом. Поэтому ближе к выходным парапланеристы тщательно изучают прогноз погоды и в зависимости от направления и скорости ветра выбирают место полета. Но синоптики частенько ошибаются, и приходится на месте "укрощать" ветер. Для этого у "крылатых" есть несколько проверенных способов. Например, в штиль парапланеристы свистят со склона, приманивая порывы ветра. Если этот маневр не помогает, ребята начинают сворачивать парапланы. Обычно на этом этапе ветер не выдерживает и раздувается. Но даже если удалось обмануть стихию, успех необходимо закрепить вечерним тостом "за хозяйку горы", которая в благодарность за внимание обязательно обеспечит летную погоду. И тогда на следующий день пестрые крылья уж точно оторвутся от склона и будут кружить над ним среди удивленных птиц.
Парапланерный словарь
Акробатика – фигуры высшего пилотажа. Акселератор – планка на стропах, прикрепленная к параплану; своеобразная "педаль газа" – с ее помощью пилот ногами регулирует скорость полета. Вариометр и GPS – приборы, которые следят за высотой и местонахождением пилота. Клеванты – две тряпичные ручки, к которым подходят стропы управления. Чтобы повернуть налево, пилот затягивает левую ручку, направо, соответственно, правую. А чтобы уменьшить скорость движения купола, затягивают обе клеванты. С помощью строп управления опытный пилот маневрирует в потоках и может находиться в воздухе несколько часов. Термик – восходящий воздушный поток, поднимающийся над прогретой солнцем землей. Крутить термик – маневрировать в термическом потоке, набирая высоту. Динамик – восходящий поток перед горными склонами. Ротор – опасный для пилота нисходящий поток. Колдун – конус из ткани на шесте, показывающий направление ветра.
|