История о ПАРАПЛАНЕ Страница для тех, кто только знакомится с нашим замечательным спортом. Человек всегда мечтал летать. И еще задолго до появления первых дирижаблей, самолетов и, тем более, ракет люди воплощали свою мечту о полете в народном фольклоре. Чего только не проносилось по небу в те доисторические времена - Ковры-Самолеты, Латающие Корабли (то ли Ладьи, то ли Галеры), Бабы Яги на своих ступах и прочие ведьмы на метлах. Всякие огнедышащие драконы из Китайских сказаний состязались в мастерстве высшего пилотажа с нашими Змеями Горынычами. Чуть позже на смену устаревшей технике пришли Карлсоны и прочие Бетманы. И вся эта нечисть настолько перегрузила воздушное пространств, что человеку о реальном полете и подумать было не невозможно. Хотя попытки были, вспомнить того же Икара, но все они заканчивались не то, чтоб неудачей, а просто какими то летными происшествиями с человеческими жертвами. А счастье было так возможно, ведь китайцы еще тысячелетия назад, приручив маленького паучка, с громадным аппетитом пожирающего листья шелковицы, научились делать очень легкие шелковые нити и ткани, вполне пригодные, по тем временам, для производства одного из самых удивительных современных летательных аппаратов - ПАРАПЛАНА. Генеалогическое древо, или скажи мне кто твой дед, и я скажу кто ты. «Пап, смотри, парашютисты летят». Как часто приходиться слышать эту фразу, где нибудь на пляже в Коктебеле при виде парящей в бризовом потоке стайки разноцветных парапланов. И такую оплошность в воздушной терминологии допускают не только нерадивые чада, но и даже их, порой весьма образованные, родители. Хотя бывают и исключения. Приезжающие в Коктебель не в первый раз бывают на удивление иногда весьма даже просвещенные в данном вопросе и поправляют своих отпрысков: «Это, сынок, не парашютисты, а парапланеристы, большая, понимаешь, разница». А в чем, собственно то, разница, и что же такое ПАРАПЛАН? Именно это мы и попытаемся выяснить. Параплан действительно немного похож на парашют, и этому есть весьма веские причины. Генетика штука тонкая и родственные черты здесь налицо. И действительно своему появлению на свет параплан обязан своему прадедушке - парашюту. Но, буквально родившись, он стал сильно мутировать, все дальше отдаляясь от своих старших соплеменников, и прибился к иному племени воздушных братьев, привнеся, свежую кровь в, казалось бы, совсем тупиковую ветвь эволюции - планеристам и дельтапланеристам. Нет, параплан по-прежнему не имел никаких жестких конструкций, а, как и свой прадед состоял из строп и двух слоев ткани. И кроме этого с парашютом его уже больше почти ничего не связывало. Во-первых, при всем сходстве черт, внешний облик уже сильно отличался - от неуклюжей прямоугольной формы современного парашюта не осталось и следа, параплан приобрел некоторую арочность и изящную вытянутую форму с закругленными краями. Изменилась и стропная система, а от парашютной подвески из неудобных ремней не осталось и следа. Теперь это настоящее удобное кресло (почти диван), в котором можно без ущерба для комфорта часами наслаждаться ощущением полета. Её крупные формы вмещают в себя не только защитный мягкий протектор, запасной спасательный парашют, но и кучу всякий полезных мелочей, в том числе и питьевую систему. Конечно же задачи и возможности стали совершенно иные. Ведь парашют предназначен для прыжков с самолета, или как в некоторых отдельных видах, со скал или небоскребов. Прыжок, короткое ощущение полета и ты на земле. Параплан же, благодаря своей мутации, обрел возможность подниматься от места старта на несколько километров вверх и часами парить в воздухе, пролетая расстояние, измеряющееся уже не десятками, а сотнями километров. Именно эти черты и приблизили параплан к парящей братии планеров и дельтапланов. И тут началось. Ведь возможности открылись безграничные. Для планера нужен аэродром, дельтаплан тоже громоздок и требует долгой сборки перед стартом, а параплан же помещается в рюкзак, весит со всем обмундированием не более 30 кг., и таких рюкзаков в багажнике любого автомобиля поместится минимум два. Осталось найти подходящий склон, угадать правильную погоду и ветер и лети - не хочу. Небо стало доступно всем. Как же это все летает? Почему летает параплан? Задав этот вопрос, вы очень рискуете получить объяснение на уровне кандидатской работы по физике или математике. Пальцем на пляжном песке или на запыленном капоте машины будут рисоваться формулы и диаграммы. Где-то минут через 5, когда на вашей физиономии будет написано, что вы окончательно «выпали в осадок» (Папа, а вот ты сейчас с кем тут разговаривал? (С) «Анекдот про яблоко»), парапланерист попробует объяснить всё немного проще «Почему, почему летает?.... По воздуху, блин, летает, неужели непонятно». Если же в действительности не углубляться в научные дебри, то ответ на вопрос кроется в следующем. Крыло параплана состоит из двух слоев ткани, соединенных перегородками - нервюрами. Вдоль всей передней кромки крыла расположены небольшие окошки - воздухозаборники. Именно через них крыло, устремляясь навстречу воздушному потоку, наполняется воздухом, и за счет его избыточного давления приобретает некоторую жесткость, что-то наподобие надувного матраса. Вот мы уже имеем почти жесткое крыло, в теории ничем не отличающееся от крыла любого парящего летательного аппарата, будь то челнок «Челленджер», самолет или дельтаплан. И благодаря, все тому же, движению вперед, навстречу набегающему потоку, происходит обтекание им крыла параплана, вследствие чего и образуется подъемная сила. А дальше действуют все те же законы аэродинамики. Но почему, собственно, параплан может летать долго, да еще и набирать немалую высоту, ведь гравитацию никто не отменял? А все дело оказывается в потоках воздуха, которые условно можно разделить на динамические и термические, хотя, как правило, первые дружно сосуществуют со вторыми, образуя, так называемый, термодинамик. Динамический поток - это когда ветер дует в склон, и, огибая его, создает волну, в восходящей части которой с наветренной стороны склона и может бесконечно долго, пока дует ветер, летать параплан. А если ветер стих, то в лучшем случае вы сядете в месте старта радом со своим автомобилем или чуть ниже на склон, если его крутизна это позволяет, а в худшем - «сольетесь» вниз и сядете под горой. Термический же поток образуется за счет неравномерного прогрева разных участков суши. Например свежевспаханное поле прогревается гораздо лучше, чем к примеру лес. А теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и, достигнув определенной высоты, конденсируется в более холодных слоях атмосферы и превращается в кучевое облако, а потом остыв опускается в виде нисходящего потока к земле. И так по кругу, пока светит и греет солнце. И пока парапланерист нарезает круги в этом восходящем потоке, он поднимается вверх, а потом перескакивает через нисходящий поток к следующему облаку. Все как у парящих птиц. Если вы, например, на пикнике увидели над головой кружащую на одном месте стаю орлов, не надо думать, что они позарились на ваш шашлык, или чего еще хуже, на безжизненное тело вашего пьяненького друга, валяющегося на травке неподалеку от кострища. Просто они обкручивают термический поток, поднимаясь с ним все выше и выше под самое облако. Кстати тут же, на пикнике, вы легко можете провести научный эксперимент. Поставьте рядом с несколькими очень холодными бутылками пива поднос с только что приготовленным и снятым с огня шашлыком. Поднесите над шашлыком обычную бумажную салфетку и отпустите ее. Вы увидите, как она воспарит в восходящем термическом потоке на некоторую высоту, а потом в нисходящем потоке опустится к уже запотевшим бутылкам пива. После проведения данного опыта все (кроме салфетки) съесть и выпить, обязательно под хороший тост. Уезжая домой, не забыть разбудить друга, а то он и вправду достанется орлам. Какими они бывают. Парапланы сейчас производят сотни фирм во всем мире, хотя лидеров, пожалуй, десятки. При всей внешней схожести, парапланы отличаются не только у разных производителей, но и даже один производитель выпускает разные, отличные друг от друга, модели. А чем они собственно отличаются? Если, опять же, не вдаваться в технические детали, а смотреть в общем, то основными критериями являются безопасность и летные качества. Оба критерия имеют обратную зависимость. А какие в общем-то опасности подстерегают нас в воздухе? Дело в том, что крыло параплана все таки изготовлено из ткани, и не имея жесткого каркаса иногда подвержено сложениям, особенно в турбулентном воздухе. И вот тут все парапланы можно условно разделить на три типа или класса: Standard, Performance и Competition. Рассмотрим все. «Standard» - крыло для новичков и большинства «пилотов выходного дня». Его довольно редко складывает, а вот выходит он из всех сложений напротив довольно легко, и чаще всего само, без активного участия пилота, прощает ему незначительные ошибки. Самый популярный и самый продаваемый тип парапланов во всем мире, хотя по летным характеристикам уступает остальным крыльям. Ну что поделаешь - безопасность превыше всего. «Performance» - золотая середина. Этот параплан уже довольно неплохо летает, имеет приличную скорость и летное качество, но в безопасности, увы, немного уступает своему младшему брату. И складывает его немного чаще, да и для выхода из некоторых нестандартных режимов требуется активное участие пилота. «Competition» - само название говорит за себя. Профессиональное крыло, крайне опасное при неумелом обращении, в любой нестандартной ситуации необходимо активное участие пилота. На таких крыльях летают только очень опытные, полностью уверенные в своих силах, спортсмены (новички - руки прочь!). Эти парапланы очень скоростные и парючие. Используют их, как правило, пилоты высокого уровня для участия в соревнованиях, где, ради результата, приходиться жертвовать безопасностью. Не вдаваясь в детали парапланостроения, можно заключить, что в большинстве случаев на различие между всеми этими классами влияет одна закономерность, и имя ей - удлинение (отношение длины крыла к ширине). Чем более вытянуто крыло - тем более оно летучее и скоростное, и, соответственно, более опасное. А кто определяет класс безопасности крыла? Во многих фирмах производителях, а так же в независимых экспертных фирмах работают тест-пилоты. Это такие каскадеры, у которых отсутствует та часть мозга (не в обиду им будет сказано), которая у нормальных людей отвечает за страх. Именно им производитель выдает прототип нового крыла для испытаний, а они уже издеваются над ним, как только могут (хотя еще вопрос, кто над кем издевается). На приличной высоте, как правило, над водой они искусственно задают прототипу параплана нестандартные режимы, а попросту говоря, срывая пучок строп, складывают его и превращают нормально летящее крыло в комок тряпья над головой. А дальше смотрят (о, ужас) как крыло себя ведет, как оно выйдет в режим нормального полета, насколько вмешательство пилота необходимо для его стабилизации. Только после сертификации крыло выпускают в серийное производство и с уже присвоенным классом рекомендуют пилотам того или иного уровня. Если рассмотреть другие различия - то некоторые парапланы более подходят для маршрутных полетов, а некоторые «заточены» под аэробатику (воздушная акробатика - выполнение фигур высшего пилотажа). Некоторые больше подходят для свободного полета, а некоторые для использования с мотором (парамотористы - почти отдельный громкотарахтящий вид воздушного братства). Большинство куполов используются одним пилотом, но есть также и тандемы - крылья большей площади, рассчитанные на двух человек. Такие парапланы используют либо для первоначального обучения, либо для катания пассажиров. Кстати, своей площадью отличаются не только тандемы, но и соло-купола. В зависимости от упитанности пилота ему подбирают параплан его любимого размерчика, почти как костюм, и даже размеры тут отличаются почти так же - M, L, XL.... Главное что бы костюмчик сидел. Экипировка современного пилота-парапланериста весьма сложна и замысловата. Чего только не надето и не нацеплено на него. Пилот перед стартом, вооруженный до зубов современными достижениями цивилизации, выглядит как инопланетянин. Непосредственно сам параплан, подвесная система, запасной (спасательный) парашют, ботинки, комбинезон, перчатки, шлем, радиостанция, вариометр и GPS (приборы - высотомер, показывающий скорость набора высоты и снижения и система спутниковой навигации) и еще куча всяких полезных мелочей (аптечка, питьевая система и т.д. и т.п.). «А теперь со всей этой фигней мы попробуем взлететь...». (С) Анекдот про самолет. С чего начать? Конечно, с начала. А где оно начало? В школе. Но нет, не там, где вы просиживали штаны (или юбки) бездарно убивая прекрасные юные годы вашей жизни, а в специальной парапланерной школе. Для начала опытный инструктор просто прокатит вас в тандеме, и только убедившись, что вы всерьез заразились болезнью, имя которой «небо», и больше не представляете себе жизнь без полетов, он возьмется медленно и кропотливо обучать вас всем премудростям пилотирования параплана. Самолечением (читай самообучением) заниматься категорически не рекомендуется, дабы не повышать показатели травматизма в стране. И только в процессе обучения, окончательно убедившись, что диагноз поставлен правильно, ваш учитель подберет вам параплан по вашему уровню. Если же с диагнозом ошиблись, и вы поняли - нет, это не мое, значит, вы были рождены ползать, ибо «рожденный ползать...», ну дальше вы знаете. Попробуйте заняться спелеологией. Дабы побеждать... Ради чего они летают? Большинство пилотов ответят на это вопрос так: «Полет ради полета». Именно сам полет и есть и цель и средство. Но с ростом мастерства многие пилоты приходят к идее о необходимости участия в соревнованиях, дабы оценить, насколько ж это мастерство подросло. И как ни странно, именно на соревнованиях и получается оттачивать это самое мастерство, совершенству которого, как известно, нет предела. Ведь летая рядом с очень маститыми пилотами, многому у них учишься, да и к тому же постановка, в рамках соревнований, совершенно конкретных заданий, сильно дисциплинирует и стимулирует пилота. Казусы Подошёл как-то к инструктору парапланерного спорта Сергею Жукарину знакомый. И попросил его сделать подарок в день рождения одному своему другу - покатать на параплане (друг, естественно, не в курсе). На следующий день компания приехала на Клемуху. Именинник с большим удовольствием (всё-таки первый раз на горе) фотографируется на фоне парящих парапланеристов. Доволен жизнью. Всё чудесно. Подходит к нему ассистент Жукарина Валера и спрашивает: - Оденем подвесочку? Реакция именинника: - Да-да... Он полностью увлечён процессом фотосъёмки. Сфотографировались. Тут Валера ему каску, тот с радостью одевает. Жена его фотографирует так и так, и так. Тут подводят его к Жукарину, цеплять к парапланерному тандему. А он дескать: - Фото с пилотом - обязательно! Валера ему цепляет карабин. Именинник: - Да-да! Что это?! Ответ Жукарина: - Как что?! Сейчас полетим. После этих слов ноги отказали бедолаге. Жукарин - Валере: - Цепляй быстрей, а то на руках нести придётся. Прицепили. Взлетели. Во время полёта он дрожал с жуткой амплитудой. Такого на памяти опытного Жукарина ещё не было. Сравнить его можно было с отбойным молотком. Параплан ходил ходуном. Дабы не испортить человеку день рождения, Жукарин его уговаривал: - Ну, посмотри, вон девочка на параплане летает. Собачка внизу бегает. Море плещется. Пытался отвлечь его чем угодно - не помогало. За пять минут уговоров, Сергей был готов «застрелиться» или «застрелить» пассажира. И тут, совершенно случайно, он нащупал в кармане карамельку. И решил предложить её имениннику: - На, держи. Пассажир вышел из ступора и встревожено спросил: - Что это? - Даём каждому, кто летает. Буквально через несколько секунд карамелька подействовала. И человек полностью преобразился. Он уже видел и собачку, и девочку, чувствовал прелесть полёта. Полетав ещё минут 15, они приземлились. Праздник состоялся. Человек получил массу великолепных впечатлений. Неудивительно, что казусы часто возникают именно с пассажирами. Вот был еще и такой случай. Вечер, полеты. В небе полно парапланов. Тандемщики катают людей. Подъезжает к старту веселая компания. Из этой компании к инструктору подходит длинноногая блондинка с пляжа и интересуется: - А вы эти штуки напрокат даете? - В некотором смысле, да... - Что, и мне тоже можно полетать? - Конечно можно. - А это не опасно? - Да нет, ну что вы, здесь все под контролем. - А это сложно? - Да нисколечко не сложно, все проще простого. - И даже я смогу? - Конечно. - А что я должна делать? - Мы тебя пристегнем и поможем взлететь. Ты должна бежать на старте, бежать на посадке, а в полете можешь расслабиться и получать удовольствие. - Ой, как здорово, я уже хочу! Цепляйте скорей! Ну, помощник одевает ей шлем, подвеску, а инструктор с тандемом уже готов и стоит сзади. Она его от волнения не замечает. Ее пристегивают к «коромыслу», помощник помогает, инструктор поднимает крыло, и они взлетают. Летят, все как обычно, пассажирка - спереди, инструктор - сзади управляет процессом. Уже сделали три круга, высота над водой метров сто, вокруг летает полно народа. Девчонка молчит. Через какое-то время начинает тихонько причитать: «Боже, что делать?, ой какая я дура, какая дура, что же делать? Зачем я согласилась?, дура, дура, так мне и надо». Инструктор, понимает, что у пассажира какие то проблемы, тихонечко наклоняется над ухом и спрашивает: «С вами все в порядке?». «Ой,... кто здесь???» - такой ответ, вызвав истерику смеха у инструктора, чуть не поставил под угрозу безопасность дальнейшего полета и посадки. Словарь парапланериста или почти лётная терминология Крыло, купол - собственно параплан.
Подвеска - это подвесная система или то самое кресло, в котором и сидит пилот во время полета. К ювелирным украшениям мушкетерських времен отношения не имеет.
Запаска - запасной спасательный парашют. В качестве автомобильной запаски использовать нельзя.
Вилка - это тот весовой диапазон, на который рассчитан параплан определенного размера. К столовым приборам не относится.
Аксель - или акселератор. Не поверите, но на параплане, как и на машине, есть и такое. Выжимая ногами определенную планку, через систему строп, меняем угол атаки крыла, чем и увеличиваем скорость.
Клеванты - а это как раз тормоза и рули в одном лице.
Уши - это не то, что вы подумали, это окончания крыла. Когда их, потянув за специальные стропы, немного подскладывают, для уменьшения площади крыла, их называют «большие уши».
Коромысло - специальное приспособление для подвески к крылу-тандему пилота и пассажира одновременно. Ведра с водой на нем таскать не рекомендуется.
Клемуха - гора Клементьева или Узун-Сырт, практически колыбель и мекка не только пара но и вообще всего планеризма в целом. Не даром Коктебель, в окрестностях которого она расположена, в свое время был переименован в Планерское, правда потом и обратно.
Крайний - никогда не говори последний - только крайний (крайний полёт, крайняя бутылка вина). Слово «последний» в языке пилотов отсутствует.
Южак - южный ветер, как это ни странно, дует с юга на север. А юго-западный соответственно не с юга на запад, как некоторые думают, а с юго-запада на северо-восток.
Радиоуправляемые модели - «чайники», ученики при первых самостоятельных полётах. Команды инструктора отдаются по рации с земли. Просьба не путать с авиамоделями.
Гарнитура - ничего общего с мебелью. Присоединяемый к радиостанции наушник с микрофоном и кнопкой управления связью. Интеграл - никакого отношения к высокой науке. Шлем с забралом, делающий невозможным плевание в воздухе.
Пончик - специальный упаковочный мешок, для краткосрочного транспортирования или хранения параплана. Длительное хранение не рекомендуется. Внимание, не съедобен.
Молоко - спокойная не турбулентная погода, без болтанки. Не предназначена для употребления внутрь.
Болтанка или колбаса - сильные турбулентные потоки, колбасит не по-деЦки. Тоже несъедобна но и не музыкальное течение в стиле транс.
Термик - мощный поток тёплого воздуха.
Термичка - это когда термиков много и они мощные. Пилотов со слабыми нервами просим удалиться.
Пузырь - это когда термик еще не сформированный, совсем маленький, но уже имеет положительную плавучесть в воздухе.
Плюса, минуса, нули - восходящие потоки, нисходящие, а также отсутствие и тех и других соответственно. Употребляется обычно в контексте перемещения параплана в потоках.
Косяк - косой ветер, направленный под углом стартовому склону. Отношение к конопле и дверной коробке не имеет.
Полет на мясо - разведчик погоды, когда она не однозначна. Летит в неизвестность
Динамик - динамический поток, образованный путем обтекания ветром склона. К магнитофону не подключать.
База - это тот слой атмосферы, где формируются кучевые облака. Выше базы не улетишь. Военного значения не имеет
Мы не будем много писать о том, что параплан - это Ваша мечта, или о том, что увлечение парапланеризмом может здорово изменить Вашу жизнь. Все это - слишком лично. Мы не ставим себе задачу "привлечь" Вас в наш спорт, потому что давно замечено, что хорошим пилотом становится тот, кто сам пришел парапланеризм. Наша задача - предоставить Вам качественные услуги, от полетов в тандеме с инструктором и первоначального обучения до маршрутных полетов и подготовки к соревнованиям. Возможно, Вам будет интересна следующая информация о парапланеризме: Общие сведения На сегодня в Мире: сложно говорить о конкретных цифрах, поэтому приведем приблизительные характеристики. Ежегодно производится около 10000 парапланов, отсюда можно сделать вывод, что активно летает около 30000 - 40000 человек. Около 3000 из них участвуют в соревнованиях. В год проводится 20 - 30 соревнований, зарегистрированных в FAI. На сегодня в России: Количество активно летающих пилотов, имеющих свой параплан - около тысячи человек. Из них, почти две сотни участвует в соревнованиях.
Основные характеристики Характеристики современного параплана класса DHV 1-2 , AFNOR Standart (то, что обычно покупают выпуски школ): Минимальная скорость снижения - 1 - 1.2 метра в секунду. Про максимальную можно сказать следующие: Стандартный парапланерный прибор не показывает снижение больше 20 метров в секунду. Так что все попытки поставить рекорд снижения оканчиваются тем, что пилот зашкаливает прибор. Это очень хорошо - потому что разгон параплана в глубокую спирать с большим снижением - довольно опасное занятие. Минимальная горизонтальная скорость - 20 - 25 километров в час. Медленнее параплан просто на сможет лететь, произойдет срыв потока. Максимальная скорость - около 50 километров в час. На самом деле среди производителей идет постоянная гонка за увеличением этой характеристики. Большая скорость - залог безопасности при полетах в сильный ветер. В экстремальном варианте (на маленькой площади, в обтекаемой подвесной системе) удалось разогнать до 100 км/ч, но это - экзотика. Современные спортивные парапланы вплотную приблизились к скорости в 70 км/ч
Каждый, уважающий себя и своих клиентов производитель, обязательно сертифицирует технику перед тем, как запустить ее в серию и начать продавать. На сегодняшний день существуют две системы сертификации - это DHV и AFNOR. Не будем вдаваться в подробности, сравнивая их. Просто приведем примерные соответствия между опытом пилота и сертификацией его параплана.
Сертификат DHV, Afnor Опыт пилота
DHV 1, AFNOR Standart Пилот, делающий первые полеты, либо летающий с мотором. DHV 1-2, AFNOR Standart Выпускник клуба, либо так называемый пилот выходного дня. Пилот без спортивных амбиций. DHV 2, AFNOR Perfomance Пилот, имеющий годовой налет не менее 50 часов, регулярно летающий в горах DHV 2-3, AFNOR Competishon Опытный спортсмен
Выбор параплана Как вы поняли из таблички, выпускнику школы при выборе параплана стоит обращать внимание на парапланы, имеющие сертификат безопасности Afnor Standart и/или DHV 1-2. Но как выбрать себе крыло в этом классе? Ведь на рынке представлено огромное количество производителей, а у каждого из них еще есть и разные модели. Ответ достаточно прост. Пробуйте! Посмотрите в Интернете, что есть в продаже в России. Составьте "список претендентов" и расскажите о них своему инструктору. А он подскажет, где и как можно полетать на понравившемся вам парапланах.
|