Испокон веков человека тянуло в небо. Достаточно вспомнить миф об Икаре
или сказки о коврах-самолетах. Прошли тысячелетия, а желание взлететь к
солнцу до сих пор движет людьми. «World Class в Саратове» встретился с
неофициальным клубом парапланеристов, чтобы узнать у его представителей,
почему в небе лучше, чем на земле. Алексей Ли, Влад Залесский, Ольга
Асмолова, Олег Вислов, Роман Миронов и Ян Приходько рассказали, как любой
желающий может прикоснуться к облакам. А всех гостей за одним столом
помог собрать Игорь Лебедев.
Когда и почему пришла идея заниматься этим видом спорта?
Алексей: Однажды я приехал на Буданиху (это местная мекка
парапланеристов) и там познакомился с Яном – одним из первых планеристов
города. У него с собой был тандем – параплан, на котором можно летать
вдвоем, и я решился попробовать. Во время первого полета Ян меня укусил
(смеется). Так что парапланеристами не рождаются – это заразно.
Влад: Лет сто назад мне приснился сон. Очень реалистичный:
лечу на параплане, попадаю в ротор, крылья складываются, я падаю, а
перед самым приземлением просыпаюсь и понимаю, что хочу летать. Но мечта
так и осталась бы мечтой, если б не один неприятный случай. Местные
эскулапы поставили диагноз (к счастью, неправильный), что мне осталось
жить полгода. Тут я подумал, что самое время наконец заняться
реализацией своей мечты, и приобрел старенький параплан. Считаю своим
крещением День космонавтики 2008 года, когда я чуть не совместил первый
полет с последним. Тем не менее мне очень понравилось, и я решил, что
все-таки буду летать. Правда, теперь у меня появилась традиция –
разбиваться 12 апреля. В этом году День космонавтики ознаменовался моим
падением с дерева.
Ольга: А у меня была детская мечта – прыгнуть с парашютом. Но
директор на работе сказал: зачем тебе парашют, давай я тебе лучше
параплан продам – это такая штука, с помощью которой с земли
поднимаешься и летишь, не нужно никуда идти и ниоткуда спрыгивать.
Правда, потом оказалось, что параплан был прошлого века, 87-го года
выпуска. Когда привезли его на гору, весь народ сбежался смотреть на это
чудо.
Что самое привлекательное в парапланеризме?
Ольга: Острых ощущений здесь не так уж и много, но это увлечение
захватывает, как наркотик. Начинаешь с нетерпением ждать следующих
выходных и подходящей погоды. Можно даже целые сутки проводить на горе,
ночевать в палатке в ожидании попутного ветра. Самое главное – это
ощущение взлета, отрыва от земли. Ты делаешь шаг, летишь в небо и
чувствуешь невероятный адреналин. Меняется даже мировосприятие.
Насколько развит этот вид спорта в Саратове?
Алексей: В 90-е люди стали понемногу интересоваться парапланеризмом.
Как раз тогда Ян начинал летать. Но достать необходимое снаряжение в то
время было практически невозможно, поэтому парапланеризм оставался
уделом единиц. Последние два года на горе стало невозможно летать. Хотя
«много-мало» – категория относительная. На Саратов и Энгельс
парапланеристов человек 20-30, но по нашим меркам это довольно
внушительное число.
Ольга: Но у нас все любители, все пилоты «выходного дня», нет
экстремалов, профессионалов, нет людей, которые занимаются маршрутными
полетами (полеты на дальние расстояния, до 300 км, в направлении цели),
потому что для этого в городе просто нет условий. Есть еще воздушная
акробатика, но у нас этим тоже никто не занимается. Все равно здесь
особо не разлетаешься.
Можно ли назвать парапланеризм травмоопасным?
Роман: Это не опаснее, чем переходить дорогу. Если соблюдаешь
правила дорожного движения, – значит, все будет хорошо.
Ян: Если инструктор хороший, то травмы практически исключены.
Мы все учились сами, потому что тогда этим практически никто не
занимался. Сейчас же с обучением проблем нет. Не стоит начинать летать
самостоятельно. У вас должен быть либо инструктор, либо напарник –
человек, который вам поможет.
Олег: Если соблюдать все правила безопасности и следовать
инструкциям, то это самый обычный вид спорта. Подвесная система
параплана снабжена протектором, смягчающим удары при неаккуратной
посадке. Если уж случится упасть с большой высоты, то удар даже не
сильно чувствуется.
Влад: Но я вот неделю-полторы назад гипс снял. Все же это
дело случая.
С чего следует начать новичку?
Олег: Для начала нужно связаться с местными парапланеристами,
приехать на гору и посмотреть, как это происходит, действительно ли вам
этого хочется. Посоветоваться со специалистами и определиться, какой вам
нужен параплан.
Влад: Связаться с нами. Вывезем, объясним, покажем, научим,
скинем с горки, посмотрим, как полетит. (Смеется)
Роман: На самом деле этот метод обучения уже давно никем не
практикуется. Человек сначала должен попробовать всё на земле,
потренироваться, отработать каждое движение, чтобы в воздухе быть
готовым к любым ситуациям.
Ольга: Параплан подбирается по весу пилота. Также стоит
обратить внимание на то, к какой категории он относится. Новичку или
пилоту «выходного дня» нужны «крылья» первого уровня. Этот параплан
самый устойчивый, надежный, но наименее скоростной. Второй уровень –
более спортивные парапланы. И есть третий уровень, но любители его
вообще не используют.
Влад: Помимо техники исполнения всяческих пируэтов в воздухе,
необходимо знать основы метеорологии и аэродинамики. Погоду тоже нужно
чувствовать и понимать.
Где можно приобрести сам параплан, оборудование, снаряжение?
Влад: Есть несколько вариантов. Можно найти бэушный параплан, и это
даже лучше, потому что в процессе обучения «убьешь» его окончательно.
Ткань на параплане очень тонкая, гораздо тоньше, чем на одежде, которую
мы носим. А выдерживать она должна серьезные нагрузки, так как давление
внутри купола огромное. Когда будете чувствовать себя в воздухе
увереннее, тогда и параплан можно приобрести поновее.
Олег: Специализированных магазинов в Саратове не существует.
Но несмотря на это, с покупкой параплана редко возникают проблемы. Их
часто приобретают у пилотов, которые решили перейти на другой уровень,
или через официальных представителей фирм-производителей. Параплан могут
сшить на заказ, и это гарантирует, что он подойдет под ваш вес. Обычно
срок исполнения заказа – две недели, а срок доставки – около недели.
Влад: Помимо параплана обязательно понадобится подвесная
система, шлем, запасной парашют, перчатки. Желательно приобрести и
специальную парапланерную обувь. Штука достаточно дорогая, но
необходимая. Можно купить анемометр – прибор для измерения скорости
ветра.
Какая погода идеальна для полета?
Влад: Южный ветер, 6-8 м/с. При сильном ветре летать нельзя,
параплан сдувает.
Олег: Летать можно в любое время года. Зимой даже удобнее.
Во-первых, падать мягче, во-вторых, воздух плотнее. Потому учиться лучше
как раз зимой. До -15 погода комфортная для полетов, холода не
чувствуется.
А как выбрать место для полетов?
Влад: Ни в коем случае не самостоятельно. Лучше летать там, где
летают опытные пилоты. Необходимое условие – ветер, направленный «в лоб»
горе. Сама гора должна быть достаточно высокой, а склон крутым.
Олег: При выборе места очень многое приходится учитывать.
Например, в городе за автовокзалом, где мы летаем, прямо под нами
находится боевой стрелковый тир. Мы все ждем, когда же нас отстреливать
начнут.
Роман: Нужно обращать внимание на место посадки. Не должно
быть никаких препятствий, заборов, деревьев, домов.
Влад: Но важно учитывать, что полеты над городом
законодательством запрещены.
Олег: У нас в области есть пять-семь мест, оптимальных для
полетов (Буданова гора, Докторовка, Синенькие, Сокур, Воскресенское).
Эти холмы смотрят в разные стороны света. В зависимости от того, куда
дует ветер, мы и выбираем, на какую гору поехать.
Роман: Если есть желание выехать полетать в другие города, то
лучше всего подходят Пятигорск или Коктебель.
Ян: Можно летать и на Первой Дачной, но приземляться там
особо негде. Меня как-то унесло на частный сектор. Я выбрал дом
покрепче, порвал провод, ударился ногами в косяк, отломал его и
приземлился. Выходит хозяйка: на крыше купол моего параплана, а я стою
на собачьей будке. А друг мой приземлился на Комсомольском в гаражах,
так местные его за инопланетянина приняли.
|